«Иногда достаточно произнести несколько бессмысленных слов, чтобы войти в историю» – эта фраза принадлежит перу европейского писателя Умберто Эко, но в плане соответствия ей, итальянец являл собой абсолютную противоположность. Оставив после себя колоссальное интеллектуальное наследие, Эко ушел из жизни на 85-м году.
Кто он такой?
Умберто Эко родился 5 января 1932 года в итальянском городе Алессандрия. В 1954 году он успешно закончил Туринский университет, где изучал средневековую философию и литературу. В последующем времени работал на телевидении, читал курсы по эстетике и теории культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Эко был почётным доктором значительного количества зарубежных университетов. Награжден званием кавалера французского офицерского Ордена Почётного легиона. Философ, специалист по истории и символике средневековой Европы, литературный критик, писатель – деятельность Умберто Эко была весьма глубока и многогранна. Учёного не стало вечером, 19 февраля, о чём сообщило издание Repubblica, ссылаясь на его семью. Причина смерти не была названа.
Что принесло ему известность?
В 1980 году мир увидел роман Эко «Имя розы», который вскоре становится бестселлером и приносит славу писателю. В течение нескольких лет книга была переведена практически на все языки мира, включая и китайский. Кроме всего прочего, Умберто Эко был специалистом по проблемам массовой культуры, членом известнейших мировых академий, лауреатом крупнейших премий мира, основателем и руководителем научных и художественных журналов, коллекционером древних книг и рукописей.
К 80-м годам Эко стал, пожалуй, самым влиятельным интеллектуалом Европы. Его высказывания о политике, масс-медиа, даже об устройстве быта и гастрономии не потеряют актуальности ещё много лет.
Каково его литературное наследие?
Всего за годы жизни Эко было написано семь художественных произведений: «Имя розы» 1980 г., «Маятник Фуко» 1988 г., «Остров накануне» 1994 г., «Баудолино» 2000 г., «Таинственное пламя царицы Лоаны» 2004 г., «Пражское кладбище» 2010 г., причём после выхода книги Эко заявил, что отныне прекращает писать романов, поскольку считал писательскую деятельность частью своей жизни, не заслуживающей особого внимания. «Я философ. Я пишу романы только по выходным», – говорил он. Тем не менее, в январе 2015 года издательство Bompiani выпустило новый и последний роман Умберто Эко – «Нулевой номер».
Какой вклад он внес в развитие науки?
Эко написал множество эссе по семиотике, средневековой эстетике и языкознанию, рассуждал об академическом письме и методологии научного подхода, а также им был опубликован ряд трудов по истории литературы и философии искусства. Любопытно, что Эко носил звание признанного эксперта в области бондологии, то есть всего, что связано с Джеймсом Бондом. В этой связи были изданы две работы: размышления непосредственно о Бонде, а также сборник эссе под редакцией Умберто Эко, где рассматривается структура изложения Флеминга.
Как он связан с Россией?
На протяжении всей жизни Эко «устанавливал связь» между русским и европейским структурализмом. Он также нередко общался с представителями отечественных семиотических кружков. В основном интересовался Тартуской школой Юрия Лотмана и близким к нему кругом ученых. В 2013-м Эко был одним из первых зрителей, познакомившихся с фильмом Алексея Германа-старшего «Трудно быть богом». Вдохновленный картиной, Эко опубликовал эссе, в котором выразил восхищение этой картиной и своеобразием режиссерских приемов.