На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новая Политика

3 подписчика

Славянская интеграция Тавриды

 

Наш постоянный эксперт, доктор политических наук, профессор Сергей Черняховский продолжает исследовать исторические корни славян в Крыму: когда они пришли на полуостров и можно ли считать русских истинными крымчанами?

Исторически Крымский полуостров стал пространством взаимодействия на ограниченной территории различных народов, культур и цивилизаций, протекавшего в разной форме – от остроконфликтной (скифы – киммерийцы), до ассимиляционной (скифы – тавры).
В ходе этого взаимодействия исторически отрабатывалась интеграционная модель отношения между цивилизациями, в которой можно выделить различные этапы и соответствовавшие им интеграционные модели.
Можно условно выделить четыре линии межкультурного и межцивилизационного воздействия.
Двойные:
а) тавры – киммерийцы;
б) киммерийцы – скифы;
в) скифы-тавры.
Тройные:
а) ионийцы-скифы-дорийцы;
б) Херсонес-скифы-сарматы;
в) Боспор-скифы-сарматы.
Последовательно множественные:
а) тавроинтеграционная общность-аланы-готы-гунны-болгары-хазары.
Славянско-интеграционная.
Однако сама Таврика избавляется от перемежающихся кочевых нашествий, в ходе которых разрушался ее интегративный потенциал. Переселяющиеся на полуостров темпераментно близкие эллинистической культуре славянские племена все больше создают новую основу сохранения наследия античного мира и восточноевропейской цивилизации.
Смены миграционных волн разрушают цельность пытающейся сохраниться таврически-эллинистической общности, которая во второй половине тысячелетия начинает утрачивать свою идентичность. Проблема, вызвавшая ее распад, носит двоякий характер. С одной стороны, это слишком большая частота воздействий на культуру и обычаи. С другой, миграционные волны после готов в основном составляют народы, мало ориентированные на интеграцию и восприятие коренной культуры, тем более, что сама эта культура каждую новую инокультурную волну встречает в ослабленном состоянии, утрачивая свой культурно-перерабатывающий потенциал.
Практически единственным из народов, проникающих в эту эпоху в Крым, оказываются славяне, постепенно создавшие новую интеграционную основу, сначала укрепившую иммунные системы интеграционного потенциала таврической общности, а потом позволившие создать новый интеграционный потенциал, сумевший выдержать половецкое и ордынское нашествие и удерживать почти до XVIII века.
Уже в первых столетиях нашей эры в Крыму появились славяне.
Некоторые авторы связывают их приход в Таврику с эпохой Великого Переселения народов – то есть с III – VIII в. н. э.
Так ряд исследователей приводит подтверждение похода донских славян в Крым вплоть до самого Судака, в результате которого славянские племена на двести лет получили доступ к морю.
Археологические раскопки свидетельствуют о том, что славянские поселения в Крыму существовали в XII – XIII веках в разных частях полуострова были обнаружены, в первую очередь на востоке Таврики. Их храмы по своему строению схожи с храмами Киевской Руси.
Согласно письменным источникам Крым попал в зону влияния русских князей в начале IX в. Так из жития Стефана Сурожского мы можем узнать, что в начале IX в. князь Бравлин захватил Херсонес, Керчь и Судак.
В XI в. древние русы захватывают греческий город Таматарху в Приазовье, позднее получивший имя Тмутаракань, и ставший столицей отдельного княжества. К середине X в. под властью русских князей находилась часть Крымского полуострова, в том числе Керченская область.
В письменных источниках упоминается так же поход князя Игоря в Крым в 939 г., в результате которого был взят хазарский город Самкерц, располагавшийся на Таманском полуострове. В том же или следующем году хазары под предводительством Песаха отбили город и прошли по Керченскому проливу в Крым, где захватили три греческих города и остановились только у ворот Херсонеса. Здесь Песах потерпел поражение, и был вынужден отступить. Вместе с войском он прошел вдоль берега Крыма, через Перекоп переправился в земли руссов и дойдя до Киева назначил русским князьям дань.
По некоторым источникам в 944 г. Князь Игорь вытеснил из керченского пролива хазар и посадил в Крыму своего наместника.
В договоре Игоря с Византией, заключнном после очередного похода руссов на Константинополь, можно прочесть: «А о Корсуньской стране: елико же есть городов на той части, да не имуть власти князи Рускии… и та страна не покоряется вам». Скорее всего, так Византия пыталась ограничить влияние Руси в Таврике. В то же время, подписывая этот договор, Игорь брал на себя обязательства по защите Корсуньской земли от черных болгар, а для такой защиты необходимо было иметь форпосты в Крыму.
Князь Святсолав, сын Игоря, укрепил влияние Руси в Крыму, особенно в период 962 – 971 г. В 964 г., когда он начал поход против крымских хазар. Наравне с руссами в его войске шли печенеги и гузы. Он разгромил Хазарское войско на месте слияния реки Ахтубы с Волгой и взял Итиль – столицу Хазарского каганата, а заодно захватил и второй крупный городской центр хар – Семендер на реке Тереке, а по дороге назад у Цимлянской станицы взял еще и Саркел, который был тогда переименован в Белую Реку.
В руках Хазарского каганата остался только север Крыма.
Однако и его неудачный военный поход – в Болгарию – вынудил поступиться своими позициями, и отказаться от претензий «… на власть Корсуньскую».
Тем не менее, сын Святослава Владимир совершил поход на Корсунь в 988 г. и вернул Руси былое влияние в Крыму. Византия была вынуждена подписать договор, отдававший Крым во владение русским князьям. В этом регионе даже существовал некогда город, называвшийся «Россией» – возможно, это был нынешний Корчев. Так же по старинным картам Крыма известны города «Косаль ди Россиа», «Россиа», «Россофар», «Россо», «Росика».
В 1016 г. сын Владимира, Мстислав, выступил заодно с Византией против хазар, который, пользуясь антивизантийским мятежом, попытались захватить Херсонес. Хазары окончательно потеряли Крым.
В конце 1079 в. осевшие в крымских городах хазары, пользуясь феодальной раздробленностью на Руси, захватили в Тмутаракани князя Олега Святославовича. Хазары убили брата Олега, а самого князя выслали в Константинополь. Вернувшись из Византии в 1083 г. Олег отомстил. С тех пор хазары более не упоминаются в источниках.
Ссылка на первоисточник
наверх